Рекомендации психолога

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ (ПОЗДРАЗДЕЛЕНИЙ) ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

1. Введение

Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел в процессе их профессиональной подготовки очевидна.

Как известно современная психология представляет собой обширную систему знаний о поведении человека и групп людей. Имеющиеся в ее распоряжении психотехнологии позволяют решать многие практические вопросы, в том числе в сфере правоохранительной практики.  Однако следует отметить,  что совершенно по-новому проблема совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД рассматривается в настоящее время. Реалии таковы, что на первое место в сегодняшнем настоящем выходят вопросы связанные не просто с профессиональной осведомленностью и подготовленностью сотрудников ОВД, а с их профессиональной компетентностью и профессиональной культурой. Исследования и практика показывают, что не все сотрудники правоохранительных органов, и более того многие молодые милиционеры не обладают достаточной коммуникативной компетентностью, что выступает фактором, негативно влияющим на имидж органов внутренних дел, снижает результативность их деятельности.

В силу специфики правоохранительной деятельности, сотрудникам милиции приходится часто взаимодействовать с различными категориями граждан, находить общий язык с лицами, не склонными к контактам с представителями правоохранительных органов. Выполняя служебные и оперативные задачи, сотрудникам милиции, часто приходится сталкиваться с необходимостью решать проблемные вопросы, находить выход в экстремальной ситуации, противостоять не просто преступникам, а хорошо вооруженным и организованным преступным группам.

Противостоять криминальным элементам, успешно решать поставленные задачи, поддерживать и усиливать положительный имидж сотрудника милиции у населения, по нашему мнению, могут и современные специалисты органов внутренних дел; не все, но те у кого сформировано высокое чувство ответственности, любовь к работе и Родине, кто не формально, а с душой и систематически стремиться повысить свою профессиональную культуру.

Именно в этой связи, к сотрудникам милиции, обществом и государством выдвигаются высокие требования, как к личности, так и к качеству и результативности их профессионального труда. В этой связи сотрудник милиции должен уметь:

адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения;

грамотно осуществлять рефлексивное управление;

качественно устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес;

эффективно оказывать правомерное психологическое  воздействие;

четко управлять ходом развития общения с гражданами;

грамотно и уверенно выступать на публике, вести дискуссии;

умело владеть психотехникой саморегуляции и эмоциональной разгрузки.

Указанные нами психотехники выступают структурными элементами коммуникативной компетентности сотрудников ОВД. Раскрытие ее сущности и путей формирования коммуникативной компетентности у сотрудников милиции выступают одной из целевых установок настоящей лекции.

Таким образом, с одной стороны, имеется насущная проблема формирования коммуникативной компетентности у сотрудников милиции в процессе их профессиональной подготовки; с другой стороны, не все методические рекомендации по формированию у сотрудников подразделений и служб ОВД профессиональных умений и навыков, необходимых элементов профессиональной (в том числе и коммуникативной) компетентности, реализуемы в условиях служебной подготовки (обучения без отрыва от профессиональной деятельности).

 2. Понятие и специфика профессионального общения
в деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Общение как объект анализа и научного исследования выступает наиболее часто не только в прошлом, но и в настоящем. Исследователями предложены самые различные концепции и подходы, описывающие сущность, содержание, структуру, этапность, средства, стратегии и многое др. Однако и сейчас общение как явление, процесс и результат во многом остается «терра-инкогнито» и вызывает неизменный интерес.

В современной психологии существуют разные подходы к проблеме сущности процесса общения. Так, например Ч. Осгурд рассматривает общение как интериндивидуальный процесс, сводящийся к обмену информацией, к передаче чего-то кому-то (например, знаний, социального опыта и т.д.). Согласно взглядов М. Аргайла, Т. Шибутани общение сводится  к коммуникации, обмену информацией и интеракции, то есть взаимодействию. Многие отечественные исследователи Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин и др. рассматривают «общение» как трехсторонний процесс (коммуникативный, интерактивный и перцептивный). Наиболее общепринятым в нашей стране, выступает определение общения данное А.А. Леонтьевым – общение есть процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении.

Рассматривая общение, выделяют ряд аспектов: содержание, цель, средства, и структура общения. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного субъекта к другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде окружающей или социальной среде.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?».  Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому (средства бывают вербальные и невербальные). Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Структура общения. К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

 Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в выработке единой стратегии взаимодействия между участниками общения (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Прочтение за физическими чертами человека его психологических свойств или качеств.

Употребление этих терминов условно, иногда в более-менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Рассмотрим эти три стороны общения поподробнее.

1. Коммуникативная сторона общения.

Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S                                 S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке».

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Наиболее характерными являются: замещающе-искажающий барьер, фонетическое непонимание, стилистический барьер, логический барьер, социально-культурные различия и др.

Сама по себе исходящая от сотрудника милиции (коммуникатора) информация может быть побудительной (приказ, требование, совет, просьба – высказывание рассчитано на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – фиксация промежуточного или финального состояния дел, какой-либо человеческой активности).

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации как «говорение» и «слушание». «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.

Модель коммуникативного процесса Генри Лассуэлла включает пять элементов:

КТО? (передает сообщение)         – Коммуникатор

ЧТО? (передается)                       – Сообщение (текст)

КАК? (осуществляется передача)  – Канал

КОМУ? (направлено сообщение)   –  Аудитория

С КАКИМ ЭФФЕКТОМ?                  –  Эффективность.

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, тип речи, интонирование, и т.д.).

2) Оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика).

3) Проксемика (организация пространства и времени общения).

Здесь выделяют четыре типа дистанций на которых могут взаимодействовать стороны:

интимная (от 0 до 0,5 метра). Это контакт людей, связанных, как правило, близкими доверительными отношениями.

Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). Это контакт между друзьями.

Официально-деловая (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

2. Интерактивная сторона общения.

Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Как известно общение осуществляется по поводу того или иного предмета, характер общения определяется открытостью или закрытостью предметной позиции. Здесь принято выделять два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция, которые в достаточно полной мере проявляются в деятельности почти всех сотрудников ОВД.

Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. При этом такое общение характеризуется определенной открытостью позиции, которая рассматривается как способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других.

Конкуренция (от лат. concurrere) соперничество на каком-либо поприще, между отдельными лицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели каждый для себя лично.  Для данного вида взаимодействия характерна  закрытость позиции которая рассматривается как неспособность или нежелание раскрывать свои позиции, свою точку зрения на предмет общения.

Одной из наиболее ярких форм конкуренции  является конфликт.
В отечественной психологии конфликт рассматривается как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом  тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях  или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Сущность конфликтного взаимодействия это межличностное или межгрупповое противоборство, основанное на осознанном каждой из сторон противоречии.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая:  противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; противоположные цели и средства достижения целей;  несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов.

Типичными ошибками поведения, при конфликтном взаимодействии являются:

отстаивание своей точки зрения, без попыток  разрешить проблему;

реализация прямолинейного поведения, отсутствие попыток изменить тактику, переключиться на другое;

нетерпимость к инакомыслию, отсутствие желания или возможности понять позицию оппонента;

стереотипное мышление, стремление решать новые проблемы, в рамках существующих традиций, норм;

создание препятствий для свободной дискуссии, изложения своего мнения, излишняя критика и др.

В конфликтной ситуации не рекомендуется:

критически оценивать оппонента;

приписывать ему низменные или противоправные намерения;

демонстрировать знаки превосходства;

обвинять и приписывать ответственность только партнеру;

игнорировать интересы других участников деятельности;

уменьшать заслуги партнера, его вклад в совместный результат.

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, и состоит из следующих этапов:

1) Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2) Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3) Обсуждение интересующей проблемы.

4) Решение проблемы.

5) Завершение контакта (выход из него).

Спецификой взаимодействия является то, что каждый его участник сохраняет свою автономность и может обеспечить саморегуляцию своих коммуникативных действий.

Для того, что бы общение было более эффективным, диалогическим, необходимо соблюдать некоторые условия:

1) равенство психологических позиций субъектов взаимодействия независимо от их социального статуса;

2) равенство в признании активной коммуникативной роли друг друга;

3) равенство в психологической взаимоподдержке.

3. Перцептивная сторона общения

Перцепция (от лат. perception – восприятие) – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. В связи с тем, что воспринимаются социальные объекты, то принято говорить о  «социальной перцепции». Даная категория впервые была введена американским психологом Дж. Брунером, который обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизнедеятельности социально-психологические механизмы восприятия. В своих исследованиях он установил, что восприятие как предметов, так и людей зависит от:

индивидуально-личностных факторов;

социально-культурных факторов (социальное происхождение, социальный статус человека).

Социальное восприятие выступает как процесс формирования целостного образа другого человека, на основе оценки его внешних признаков и соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого партнера и интерпретацию на этой основе его поступков. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе профессионального общения, так как от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий в совместной деятельности.

В результате исследований установлено, что восприятие социальных объектов обладает спецификой:

а) воспринимаемый человек стремиться трансформировать представление о себе в благоприятную для себя сторону;

б) внимание воспринимающего сосредоточено прежде всего на смысловых и оценочных (в том числе причинных) интерпретациях объекта;

в) большая зависимость перцепции от мотивационно-смысловой деятельности и связь ее с аффектами.

Сотруднику милиции  чтобы предвидеть результаты межличностного восприятия, необходимо учитывать различные «эффекты», вызываемые партнером по общению. Например, эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке, когда общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Эффект ореола заключается в том, что новая информация, получаемая сотрудником милиции об интересующем человеке, накладывается на ранее созданный образ, который выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления у воспринимаемого человека.

С «эффектом ореола» тесно связаны эффекты «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации об интересующем человеке для составления представления о нем. Так например, первое впечатления о незнакомом человеке обычно соответствуют порядку предъявления информации. Установлено, что первая информация о человеке, запоминается прочнее, чем любая последующая и она как бы упреждает другую. Такой механизм восприятия получил название «эффекта первичности» и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимался незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека, с которым не было встреч длительное время, действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация оказывается наиболее значимой.

Таким образом, можно констатировать, что перцептивная составляющая процесса общения в профессиональной деятельности  сотрудников милиции может быть направлена на решение следующих задач:

формирование первого впечатления у контактирующей, с сотрудником милиции стороны

формирование понимания содержания межличностного восприятия;

устранение помех и «эффектов» затрудняющих адекватное восприятие сотрудника милиции;

содействие установлению взаимопонимания;

учет динамики проявления факторов и социальных явлений негативно отражающихся на уровне взаимопонимания партнеров по контакту;

обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом.

Стили общения. Предпочитаемый стиль общения сотрудника милиции с гражданами, представляющими профессиональный интерес, существенно детерминирует их поведение в ситуации контакта, затрудняя его или наоборот делая его более успешным. Под стилем общения понимают внутреннюю готовность человека использовать имеющиеся способы и приемы взаимодействия в той или иной ситуации.

Выбор и реализация в практических действиях  того или иного стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в профессиональной  группе и в обществе в целом.

Вопрос видах и стилевых особенностях общения пока в не решен. Традиционно выделяют о трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуальным, манипулятивным и гуманистическим. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный — деловыми, а гуманистический — межличностными.

Ритуальный стиль. Сотрудник милиции по роду профессиональной деятельности вступает в контакты как с отдельными гражданами, так и с представителями различных организаций. В данных ситуациях  и проявляется «ритуализм контакта», т.к. его воспринимают как представителя конкретной  профессиональной группы. При этом партнер в таком общении выступает как необходимый атрибут ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некоторая "маска" с заранее заданными свойствами. Эти ритуалы требуют от участников только одного — знания правил поведения в данной ситуации.

Манипулятивное общение — чрезвычайно распространенный вид общения, который встречается в основном там, где существует совместная деятельность, преследующая общую цель.

Это стиль, при котором к собеседнику относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. В манипулятивном общении одна из сторон  "подсовывает" партнеру стереотип, который она считает наиболее выгодным в данный момент. В случае, когда у всех сторон контакта имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, т.е. тот, кто более лучше владеет техникой общения, кто более психологически готов к контакту.

Мы не делаем вывод, что манипуляция — это негативное явление. Огромное количество профессиональных задач предполагает именно манипулятивное общение. По сути любое обучение, переубеждение, управление всегда включают в себя манипулятивное воздействие. Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от уровня  понимания законов, и  степени овладения техникой общения.

Для сотрудника, активно применяющего в своей деятельности манипулятивный стиль общения, важно помнить, что существует и обратное влияние манипуляций на личность, которая их использует. Известно явление манипулятивной деформации личности, тогда, когда в силу частого профессионального употребления данного стиля, отлаженной и хорошей техники по его использованию и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще человек начинает считать манипулятивное общение единственно верным и допустимым. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции (и тогда, когда это нужно, и когда оно совершенно неоправданно).

Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманистического общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, как в ритуальном общении, не изменение точки зрения партнера, как в манипулятивном, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения. Ситуации гуманистического общения всем известны — это интимное, исповедальное, психотерапевтическое общение.

В связи с вышеперечисленным можно заключить, что сотруднику милиции решая профессиональные задачи, довольно часто приходится вступать в различные контакты с различными категориями граждан. Эффективность таких контактов зависит от психологической подготовленности специалиста, его вооруженности и готовности применять имеющиеся знания и умения в ситуациях профессионального общения.

Как известно, в правоохранительной деятельности реализуются «субъект-субъектные» отношения. Поэтому решение правоохранительных задач невозможно без организованного и эффективного общения работников органов правопорядка с гражданами, руководителей и подчиненных, представителей различных подразделений ОВД. В этой связи под профессиональным общением работников милиции, мы понимаем  - процесс специально организованного взаимодействия людей (руководителей и подчиненных, работников, равных по должностному положению, сотрудников и граждан, сотрудников и правонарушителей), обусловленный профессионально значимыми целями, предполагающими персональную ответственность за их реализацию. Цели профессионального общения определяются характером и ситуациями профессиональной деятельности, их достижение или не достижение указывает на уровень коммуникативной компетентности специалиста, о качестве выполнения им своих служебных функций.

Можно условно выделить две разновидности профессионального общения: внутриорганизационное общение (общение с коллегами и руководителями органов правопорядка) и внеорганизационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т.д.). Безусловно, существует специфика в этих видах общения, но есть и общие психологические закономерности.

Другой разновидностью профессионального общения сотрудников милиции, выступает подход, предложенный отечественными исследователями. Так, сотруднику милиции в процессе профессиональной деятельности приходится строить общение со следующими группами граждан: 1) ранее судимые лица; 2) несовершеннолетние; 3) верующие; 4) иностранные граждане; 5) лица, покушавшиеся на самоубийство; 6) психически неполноценные люди; 7) лица, находящиеся в состоянии психического возбуждения; 8) лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения и хронические  алкоголики, 9) наркоманы.

Профессиональное общение сотрудников милиции имеет ряд важных характеристик.

Ориентация общения. Профессиональное общение может быть социально либо личностно ориентированным. Общение, имеющее целью воздействие на конкретного человека, является личностно ориентированным. Общение с большой аудиторией через средства массовой информации или посредством выступления перед публикой с сообщением, докладом является социально ориентированным, так как рассчитано на множество людей.

Степень опосредованности общения. Это количественная характеристика профессионального общения, позволяющая оценить "дистанцию" общающихся лиц. Контакт человека с человеком "лицом к лицу" является непосредственным общением, межличностным по своей направленности. Однако в деятельности органов правопорядка существует и ярко выражено опосредованное общение посредством различных нормативно-правовых документов (приказов, распоряжений, отдельных поручений и т.п.) и осведомительных документов (оперативных ориентировок, сообщений, запросов и т.п.). Опосредованное общение может осуществляться через средства массовой информации, например, в случае обращения к населению с просьбой о помощи в розыске опасного преступника и др. В связи с опосредованным общением иногда говорят о симметричном или асимметричном общении. В первом случае естественными являются взаимные влияния, а во втором - воздействие носит односторонний характер (например, приказ начальника или процессуальное решение следователя).

Нормативная регламентация общения. В профессиональном общении работников органов правопорядка всегда присутствует элемент определенных правил и норм поведения, выраженных в различных правовых документах. Так, в законе Российской Федерации "О милиции" говорится: "Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом". Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности" (ст.5). В ряде правовых норм, адресованных работникам органов правопорядка, прямо указывается, каким образом необходимо организовать профессиональное общение. Так, в ст.135 УПК РСФСР указывается на необходимость присутствия понятых при производстве осмотра, обыска, выемки, освидетельствования и иных следственных действий, в ст.127 УПК РСФСР регламентируется порядок общения следователя с представителями органа дознания в процессе дачи поручения или указания о производстве розыскных и следственных действий и т.д. Кроме того, профессиональное общение, в значительной мере, связано с нормами юридической деонтологии.

Психологическая динамика общения. Психологическое содержание профессионального общения от контакта к контакту приобретает новые черты. Люди больше узнают друг друга, между ними могут возникнуть отношения доверия, взаимного уважения либо углубиться антипатия, отталкивание, неприязнь, приводящие к межличностным конфликтам. Динамика общения связана с оценками и переживаниями людей по поводу результативности контактов и содержания возникающих взаимоотношений. Общение влияет на изменения психических состояний и психических свойств людей как в положительном, так и отрицательном направлении.

Важной особенностью профессионального общения сотрудников милиции является то обстоятельство, что оно может осложняться теми или иными трудностями, различными факторами деятельности. К числу основных трудностей внутриорганизационного общения следует отнести:

перегруженность поручениями (в том числе и несвойственными выполняемым по должности обязанностям);

отсутствие четкой регламентации взаимодействия и неопределенность должностных обязанностей работников;

различные интересы у взаимодействующих должностных лиц;

недостаточная профессиональная подготовленность к совместной работе;

функциональная обособленность отдельных работников и подразделений.

Указанные трудности нередко ведут к противоречиям, разногласиям и конфликтам между взаимодействующими работниками органов правопорядка.

Таким образом, анализ различных вопросов психологии профессионального общения показал их неоднозначность и сложность в рассмотрении. В нынешних условиях деятельности органов правопорядка жизненно необходимо повышение профессионально-психологической подготовки сотрудников, в том числе в области организации и установления профессиональных контактов. Эффективность общения напрямую зависит от знания его психологических особенностей, этапов и наличия у участников взаимодействия конкретных психологических умений. Современная психология представляет возможность грамотно подходить к конструированию конкретных актов профессионального общения, планируя в процессе их реализации достижение конкретных служебных задач.

3. Коммуникативная компетентность как условие
эффективности профессионального общения

 

Анализ эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД указывает на необходимость совершенствования их психологической подготовки, в том числе и повышения коммуникативной компетентности, внесения изменений и дополнений в программы подготовки кадров в ведомственных образовательных учреждениях.

Проблемы профессионализма и профессиональной компетентности нашли отражения в исследованиях А.К. Марковой, развитие профессиональной компетентности у специалистов рассмотрены в трудах Э.Ф. Зеера, В.А. Воденикова, Н.А. Доронина, П.Ф. Зеера, И.А. Колобкова, В профессиональной педагогике раскрыта специфика формирования профессиональной компетентности учителя и руководителя образовательных учреждений в исследованиях А. Адольфа, А.С. Белкина, В.В. Нестеровой.

Особый интерес в изучении проблем развития профессиональной компетентности и ее различных видов, в том числе и коммуникативной компетентности, представляют работы отечественных акмеологов (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина и др.). В их публикациях профессиональная компетентность рассматривается как главная составная часть профессионализма личности и деятельности, важным условием становления профессионала.

Несмотря на имеющиеся исследования проблем профессиональной компетентности и ее различных видов, в том числе и коммуникативной, следует отметить, что единого подхода к определению категории «компетентность» не выработано.

К настоящему времени в рамках научных представлений о профессиональной компетентности сформировалось несколько направлений в определении ее сущности, структуры и функций.  Общим моментом в рассмотренных публикациях выступает то, что содержание понятия «компетентность» связывается с определенной областью профессиональной  деятельности и профессионализме ее субъекта. Когда говорят о профессионале, то возникает представление о таком работнике, который выполняет свою миссию компетентно. Так А.К. Маркова пишет, что, что «профессионал – это специалист на своем месте, стимулирующий интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий интерес к своей профессии в обществе».

Сходное определение компетентности мы встречаем и в работах Дж. Равенна. Быть компетентным, значит, иметь набор специфических компетентностей разного уровня. Исходя из приведенных определений Дж. Равенна, компетентность понимается как сформированные определенные качества личности, которые проявляются в своевременной и качественно выполненной работе. Дж. Равен приводит 37 видов качеств определяющих компетентность человека, основные из них это: готовность и способность обучаться самостоятельно; уверенность в себе; самоконтроль; адаптивность; внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей; самостоятельность мышления, оригинальность; критическое мышление; готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск; отсутствие фатализма; настойчивость; способность принимать решения; персональная ответственность; терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих и др.

Н.А. Волгин утверждает, что компетентность предполагает не столько наличие у специалиста значительного объема знаний и опыта, сколько умение актуализировать накопленные знания и умения в нужный момент и использовать их в процессе реализации своих профессиональных функций. Согласно его точке зрения, компетентность выражается в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию и принимать в связи с этим нужное решение, позволяющее достигнуть значимого результата.

Петровская Л.А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.

В.Г. Бочарова, Б.Ю. Шапиро рассматривая структуру профессиональной компетентности ряд специфических компетенций разного типа: концептуальную, техническую, интегральную, контекстуальную, адаптивную и межличностную, последняя понимается, как умение эффективно общаться.

Толковый словарь русского языка раскрывает несколько составляющих коммуникативной компетентности: - компетентность – свойство компетентного, способность (перевод с английского); - компетентный (о людях) – обладающий способностью, силой, властью, умением, знанием и пр. (чтобы сделать то, что требуется); компетентный (о качествах) – достаточный, адекватный.

Таким образом, возможно констатировать, что понятие компетентности является многокомпонетным, и основными ее компонентами выступают: профессиональные знания, сформированные умения и навыки, способности, развитые профессионально важные качества личности специалиста-профессионала.

Под коммуникативными знаниями понимают – знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития, знания о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы общения и воздействия оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны в исполнении конкретного индивида, а какие – не эффективны.

Анализ вопроса о коммуникативных способностях показал, что для их проявления и развития необходимы определенные условия. В психологии под способностями принято понимать относительно устойчивые индивидуально-психологические свойства личности, определяющие высокие достижения субъекта в какой-либо деятельности (К.К. Платонов, Б.М. Теплов). Б.М. Теплов подчеркивал, что нельзя способность сводить к «знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у человека».

Поскольку профессиональное общение является одним из структурных компонентов деятельности, то уместно говорить и о коммуникативных способностях, в основе которых лежат такие черты характера, как активность, самостоятельность, инициативность, решительность, определенные волевые качества, способность предвидеть результаты своей целенаправленной деятельности.  К числу коммуникативных способностей можно относить и непроизвольную экспрессивность, или так называемая «способность спонтанного кодирования». Она дает определенные преимущества в развитии умения преднамеренно создавать определенные сигналы, однако она не связана с умением «читать» чужие сигналы.

Психологами правоохранительных органов предлагается следующий перечень профессионально важных качеств личности юриста: – способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения; – проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояния психики; – доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность; – свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения; – умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения. Менять в зависимости от обстоятельств  стиль общения; – способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений; – развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в быстротекущих ситуациях работы;– адекватная самооценка;– чувство юмора.

Качествами существенно затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими результативность общения, являются: замкнутость (аутизм), повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интровертированность); легкоранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность; эмоциональная неустойчивость, импульсивность; слабое владение вербальными и невербальными средствами общения.

Коммуникативные навыки и умения выступают одним из главных и трудноформируемых структурных элементов коммуникативной компетентности сотрудников ОВД. В психологии  принято рассматривать навыки и умения в определенной взаимосвязи, так под навыками понимают это автоматизированный компонент сознательного  действия, иначе их называют  «знаниями в действии». Действие, ставшее навыком, выполняется быстро, легко, расчетливо, с наименьшим напряжением и наивысшими результатами. Навыки как бы избавляют сознание и волю человека от излишней распыленности и помогают в сложной обстановке сосредоточиться на решении главной задачи.

В отечественной психологии и педагогике структуру навыков реализации какой-либо профессиональной деятельности (в том числе и коммуникативной) принято рассматривать как логическую совокупность и последовательность действий, приемов и операций, психофизиологической основой  которых будет являться система специфических ощущений, восприятий, процессов памяти, внимания и представлений, воображения, мышления, речи, интегрированная в целях оптимизации данного вида деятельности. Физиологический механизм навыков организации современная отечественная психология рассматривает как динамический стереотип, психологической основой которого служит во всех деталях и вариантах проработанная мысленная картина действий -  система специальных процессов. Системы физиологических и психологических процессов, неразрывно связанных между собой, составляют “внутреннюю схему” навыка, проявление которой мы видим в быстрых, точных и непринужденно выполняемых управленческих действиях.

Представляется возможным выделить три группы компонентов, психофизиологически образующих в своей совокупности непосредственно способы и приемы коммуникативной деятельности, то есть непосредственно  коммуникативные навыки.  Их можно условно разделить:

а) входные  (умственно-сенсорные)  - ощущения и восприятия, обеспечивающие быстрое и точное улавливание важных для выполнения  коммуникативного действия изменений во внешней среде, изменений обстановки и т. п.;

б)  центральные (умственные)  - мышление, анализ, синтез, сравнение, волевые процессы, борьба мотивов, принятие решения, усилия в управлении собой;

в)  выходные (сенсоречевые, двигательные) -  подача соотвествующих распоряжений, приказаний, команд и т.п. как моторный момент речевой реакции; подача сигнала как двигательный навык.

Свойства навыков: скорость, точность, экономичность (выполнение при минимально возможных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнение без концентрации внимания на технике действий), стереотипность (одинаковость выполнения при повторениях), консервативность (трудность изменения), надежность (противодействие разрушающим факторам — перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность.

Умение — это освоенный субъектом комплексный способ успешных профессиональных действий в нестандартных, необычных, сложных ситуациях. В основе его лежит психическое образование, объединяющее знания и навыки специалиста со специальной обученностыо использовать их при действиях в таких ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегда осуществляется осознанно. В отличие от навыка в умении отчетливо и активно представлено мышление. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия в стандартных, почти одинаковых, повторяющихся ситуациях, то умение — в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга при повторениях. Они выражаются в обученности специалиста тому, чтобы он мог изучить и понять своеобразие ситуации, принять адекватное ей решение, видоизменить порядок и способы действий так, чтобы они отвечали реалиям обстановки; действовать осмысленно, контролируя себя и внося по необходимости коррективы в действия для наилучшего достижения цели. В умении всегда присутствует элемент творчества.

Основными свойствами умений выступают: адекватность ситуации, осмысленность, гибкость, отвечающая обстановке скорость выполнения, надежность, успешность.

Таким образом, можно заключить, что повышение уровня коммуникативной компетентности непосредственно связано с интеллектуальным развитием специалиста – сотрудника ОВД; повышение уровня личной компетентности и  выступает стимулом к формированию новых навыков и умений, то есть росту профессионального мастерства; развитие компетентности ужесточает личностно-профессиональные стандарты, положительно влияет на мотивацию личностных и профессиональных достижений.

В этой связи, возможно, сформулировать следующее понимание коммуникативной компетентности сотрудников милиции  это система целенаправленно сформированных и обобщенных субъектом знаний о различных аспектах профессионального общения, развитые коммуникативные способности и качества характера,  трансформированные в коммуникативные умения и навыки, адекватные задачам профессиональной деятельности и достаточные для их решения.

Затрагивая вопрос о процессе, методах, средствах и условиях формирования коммуникативной компетентности следует отметить отсутствие, в современной психологии и педагогике, единства мнений и подходов. Формирование коммуникативной компетентности — одна из важнейших задач в обеспечении общей профессиональной компетентности специалиста ОВД, а ее решение определяет основное содержание и методы его профессионального обучения на этапах вузовской и послевузовской подготовки.

Исходя из вышеизложенного, основными структурными компонентами коммуникативной компетентности выступают: знания, умения навыки способности в профессиональном общении сотрудника ОВД. В этой связи формирование коммуникативной компетентности у специалистов  ОВД должна строиться вокруг указанных компонентов.

В качестве допустимых направлений ее формирования возможно предложить следующие:

1) изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения (выработка соответствующих навыков, развитие специфических способов выполнения деятельности);

2) изменение личности субъекта-носителя компетентности (моторика, речь, формы общения, эмоциональность, внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера);

3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности (интерес к объекту, осознание его значимости, познание своих реальных возможностей влияния на объект).

Согласно теории поэтапного формирования умственного действия П. Я. Гальперина любые психологические свойства, образования в своем развитии, в ходе профессионального обучения, проходят ряд этапов. Первый этап — начало понимания внутреннего содержания формируемой единицы (знания, умения, навыки, способности). Он характеризуется отчетливым осознанием цели, но смутным представлением способов ее достижения и грубыми ошибками при попытках выполнения действий. Второй этап — сознательное, но неумелое выполнение. При этом, обучаемый имеет отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но само выполнение действия неточное, неустойчивое, несмотря на интенсивную концентрацию произвольного внимания. На этом этапе выполнение действий характеризуется также наличием многих лишних движений. Третий этап — автоматизация выполнения формируемой единицы до уровня навыка, что характеризуется: все более и более качественным выполнением действия, с временами ослабевающим произвольном внимании и появлении возможности его распределения, устранением лишних движений и возможностью положительного переноса данного действия на другие задачи и ситуации деятельности. Четвертый этап — высоко автоматизированный навык.  Для него характерно точное, экономное, устойчивое выполнение действия, иногда становящегося средством выполнения другого, более сложного действия, но всегда осуществляемого под контролем сознания. При сильном утомлении часто может появляться пятый этап — деавтоматизация, который характеризуется ухудшением выполнения действия, возрождением старых ошибок и напряженности. Однако после отдыха вновь отмечается автоматизация.

Организуя и осуществляя процесс профессиональной подготовки с целью формирования у сотрудников ОВД коммуникативной компетентности необходимо учитывать, что успех обеспечивается не только продуманностью системы мероприятий подготовки, но и личностные качества ее участников.  Накопленный опыт указывает, что наиболее успешно формирование профессиональных знаний, умений и навыков проходит у сотрудников, которые отличаются: зрелой мотивацией коммуникативной деятельности, развитой системой нравственно-коммуникативных качеств и нравственно-психологических ценностей профессионального общения; естественным стремлением к соблюдению этических норм; сензитивностью, высокой чувствительностью к психологии людей, психологической наблюдательностью; способность гибко строить и перестраивать общение в зависимости от ситуации; склонностью к рефлексии;

В процессе формирования коммуникативной компетентности необходимо предпочтительно стремиться к овладению сотрудниками следующей системой коммуникативных умений и навыков. На уровне умений: ориентироваться в ситуации общения, наблюдать и оценивать собеседника; читать невербальные признаки поведения партнера; осознанно использовать невербальные средства общения; осуществлять активное слушание собеседника; вести спор, дискуссировать, критиковать и советоваться; оказывать убеждающее воздействие; устанавливать психологический контакт с различными категориями партнеров по общению; осуществлять самоподачу в общении; создавать неформальную или деловую обстановку в процессе общения; устанавливать и поддерживать доверительные отношения; управлять инициативой и дистанцией в общении; регулировать психологические состояния, эмоции партнеров по общению; управлять собственными состояниями в ходе общения.

На уровне навыков: ставить коммуникативные цели и задачи в процессе деятельности; реализовывать различные сценарии общения в сложных ситуациях; использовать общение для изучения людей и положения дел; осуществлять общение в конфликтных ситуациях; реализовывать в беседе личностно-ориентированное общение; публично выступать и строить социально-ориентированное общение; вести деловые переговоры; строить общение с преступниками, правонарушителями, свидетелями, потерпевшими в психологически центрированных ситуациях; контактировать и психологически оптимизировать общение с представителями средств массовой информации.

Таким образом, психолого-педагогический анализ системы коммуникативных навыков и умений в деятельности сотрудника ОВД дает возможность для следующих выводов:

1. В своей профессиональной деятельности сотрудник милиции в целях повышения своей коммуникативной компетентности должен стремиться к осознанному формированию необходимого и достаточного уровня коммуникативных навыков и умений.

2. Коммуникативные навыки и умения, как интеллектуальные, практические и волевые действия взаимосвязаны с другими профессиональными навыками и умениями.

3. Структуру и содержание коммуникативных навыков и умений можно рассматривать как логическую совокупность и последовательность действий, приемов и операций, оптимизирующих  коммуникативную деятельность в обстановке решения оперативных и служебных задач профессиональной деятельности сотрудника ОВД.

4. Психологическое обеспечение формирования
коммуникативной компетентности

В качестве психологических условий повышения коммуникативной компетентности представляется возможным рассматривать:

– ясность и четкость целей процесса формирования коммуникативной компетентности у сотрудников;

– четкое планирование самого процесса в подразделениях ОВД в рамках служебной подготовки и непосредственной профессиональной деятельности сотрудников;

– анализ и сопоставление промежуточных результатов достижения уровня коммуникативной компетентности.

В этой связи процесс формирования коммуникативной компетентности, как показывают исследования, нуждается в психологическом обеспечении.

В общем, согласно руководящим документам (Приказ МВД №770 от 26.09.2006г.) психологическое  обеспечение – это система организованных и практических мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, совершенствование работы с личным составом на основе применения психологических технологий, мобилизации психологического потенциала личности каждого сотрудника и служебных (учебных) коллективов.

В психологической литературе психологическое обеспечение деятельности сотрудников ОВД рассматривается как «Принятие психологически обоснованных правовых, организационных мер, управленческих и кадровых решений, направленных на совершенствование  системы работы с личным составом, улучшение качественного состава и уровня подготовленности кадров, повышение эффективности оперативно-служебной деятельности в обычных и экстремальных условиях на основе мобилизации психологического потенциала личности, коллектива, организационной структуры и системы управления органами внутренних дел» (Марьин М.И. Касперович Ю.Г., 2003).

При этом обоснованно выделяются субъекты и объекты психологического обеспечения. В качестве субъектов выступают: подразделения психологического обеспечения органов внутренних дел; подразделения образовательных учреждений; подразделения центров психологической диагностики; подразделения частей и подразделений внутренних войск МВД России, оснащенные средствами и методами психодиагностики, коррекции, консультирования, экспертизы, подготовки, тренинга и другими психологическими технологиями.

Объектами обеспечения являются: 1) кандидаты на службу (курсанты и слушатели образовательных учреждений, сотрудники на разных этапах прохождения службы и члены их семей, коллектив подразделения, межличностные и внутриорганизационные взаимоотношения; управленческий персонал;  2) граждане, пострадавшие в результате криминальных событий (преступлений террористической направленности), техногенного и биолого-социального характера; 3) лица, которые в силу сложившейся ситуации находятся в кризисном психическом состоянии; 4) лица, выступающие в качестве подозреваемых, свидетелей, обвиняемых на этапе дознания и предварительного следствия.

Психологическое обеспечение формирования коммуникативной компетентности можно определить как  комплекс психолого-педагогических содержательных, организационных и методических мероприятий, направленных на повышение эффективности профессионального общения сотрудников с различными  категориями граждан.

К задачам психологического обеспечения в данном случае можно отнести следующее:

 выявление интересов, способностей сотрудников в области профессионального общения, осуществление на этой основе психологами ОВД рекомендательной базы по оптимизации данного процесса;

 включение сотрудника в полноценную учебную, самостоятельную деятельность  по проблемам коммуникативной компетентности с самых ранних этапов его профессиональной деятельности;

выявление личностных затруднений общения (объективных - субъективных, ситуативных - устойчивых, первичных – вторичных, когнитивных – мотивационных);

 диагностика причин и разработка мер психологической коррекции, затруднений в профессиональном общении;

разработка тренинговых программ и т.д.

Конкретными направлениями в содержании работы по психологическому обеспечению процесса формирования  коммуникативной компетентности могут служить:

– комплексное изучение и оценка  профессионально-личностного развития сотрудника психологом ОВД;

– психолого-педагогическая коррекция профессионального общения сотрудников  с различными категориями граждан.

В области психологического обеспечения процесса формирования коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел в работе практического психолога можно выделить следующие мероприятия:

- поддержание психологической готовности сотрудников к эффективному профессиональному общению с различными категориями граждан;

- психологическая диагностика уровня коммуникативной компетентности и готовности сотрудника к профессиональному общению;

- осуществление мероприятий по психологической коррекции психической напряженности, эмоционально-волевой возбудимости и других неблагоприятных психических состояний, выраженных в деструктивных поведенческих реакциях, полученных сотрудниками в процессе профессионального общения;

- консультирование сотрудников по психологическим аспектам формирования у них необходимых и достаточных навыков и умений в области коммуникативной компетентности;

- оказание психологической  помощи в выработке стратегии и тактики ведения переговоров с различными категориями граждан, в том числе и в экстремальных ситуациях.

Практический опыт, по проведению занятий в рамках служебной подготовки сотрудников ОВД, в том числе и формированию коммуникативной компетентности, показывает необходимость построения данных занятий на основе проблемного подхода с опорой на активные методы группового обучения.

Активные групповые методы можно условно объединить в три основные блока:

дискуссионные методы;

игровые методы;

сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятие себя как психофизического единства) [4].

1. Дискуссионные методы.

Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях. Благодаря психологизму дискуссии, а иногда и полемики возникающей на общих собраниях, совещаниях, занятиях в рамках служебной подготовки личность отходит от черт эгоцентрического мышления.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированный проблемы, но и случаи из профессиональной практики и межличностные отношения самих участников. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать её деятельность даже в тех случаях, когда перед группой стоят чисто инструментальные цели.

Наиболее эффективным будет подход, основанный на понимании личности формируемого как мыслящего и активно действующего участника событий, приближающихся к реальным [11].

2. Игровые методы.

Говоря об игровых методах обучения, целесообразно подразделить их на операционные и ролевые. Операционные игры имеют сценарий, в который заложен более или менее жесткий алгоритм “правильности” и “неправильности” принимаемого решения, т.е. обучаемый видит то воздействие, которое оказали его решения на будущие события. Операционные игры применяются как средство обучения специалистов и формирование их личностных и деловых качеств, в частности профессиональной компетентности.

Ещё больший интерес для совершенствования личности представляют ролевые игры. Именно этот вид игр лёг в основу метода, разработанного профессором М. Форвергом и названного им тренингом.

В условиях ролевой игры индивида сталкивают с ситуациями, релевантными тем случаям, которые характерны для его реальной деятельности и ставят перед необходимостью изменить свои установки. Тогда создаются условия для формирования новых, более эффективных, коммуникативных навыков. На первый план выдвигаются активные действия как основные детерминанты успешности социально-психологического тренинга. Психическая активность в игровых методах достигается в результате взаимодействия и соизменения всех сторон интра и интерпсихических проявлений индивидов [6].

3. Сензитивный тренинг.

Особенностью этого метода является стремление к максимальной самостоятельности участников. Основным средством стимуляции группового взаимодействия здесь выступает феномен отсутствия структуры. Трудность описания тренинга состоит в том, что метод основан на актуализации чувств и эмоций, а не интеллекта.

Группа тренинга сензитивности не имеет очевидной цели. В ходе сензитивного тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой они узнают, как они воспринимаются другими членами группы, и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.

Для диагностики коммуникативной компетентности могут использоваться различные способы: психологические тесты; практическое выполнение коммуникативных действий и решение ситуаций общения в диагностическом режиме; самонаблюдение, самоанализ, самооценка; групповая оценка коммуникативных качеств, умений и навыков личности.

Одной из разновидностей психологического инструментария в области диагностики сформированности  у сотрудников ОВД коммуникативной компетентности может служить методика диагностики помех в установлении эмоциональных контактов, разработанная В.В.Бойко. Сотрудники знакомятся с суждениями и отвечают «да», если согласны с ними, «нет», если не согласны.

Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.

Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более приятное впечатление на партнеров.

В общении мне часто не достает эмоциональности и выразительности.

Пожалуй, я кажусь окружающим слушком строгим.

Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.

Я обычно умею скрыть от сослуживцев вспышки эмоций.

Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.

Бывает, я хочу выразить коллеге эмоциональную поддержку, но он этого не чувствует, не воспринимает.

Чаще всего в моих глазах или в выражении моего лица видна озабоченность.

 В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к сослуживцам.

Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.

Если я увлекаюсь разговором, то мимика моего лица становится излишне выразительной, экспрессивной.

Пожалуй, я несколько эмоционально скован и зажат.

 Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.

Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.

Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не тяни губы, не морщи лицо.

Разговаривая, я излишне жестикулирую.

Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.

Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль и озабоченность, хотя на душе легко и спокойно.

Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с мало знакомым человеком.

Если я хочу, мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.

Мне часто бывает весело без всякой причины.

Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу различные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг и т.д.

Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.

Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию к человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.

 

«Помехи» в установлении эмоциональных контактов

Номера вопросов и ответов по ключу

1. Неумение управлять эмоциями, дозировать их

+1,-6,+11,+16,-21

2. Неадекватное проявление эмоций

-2,+7,+12,+17,+22

3. Негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций

+3,+8,+13,+18,23

4. Доминирование негативных эмоций

+4,+9,+14,+19,+24

5.Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе

+5,+10,+15,+20,+25

Сумма набранных баллов может колебаться от 0 до 25. Чем больше баллов, тем очевиднее эмоциональная проблема испытуемого в повседневном общении. Однако, если набрано очень мало баллов ( от 0 до 2), он не был искренен в своих ответах, либо плохо видит себя со стороны.

     Если набрано не более 5 баллов, эмоции обычно не мешают сотруднику общаться с сослуживцами.

     6 -8 баллов – есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении.

     9 -12 баллов – свидетельство того, что его эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействия с партнерами.

     13 баллов – эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, испытуемый подвержен каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям.

     Обратите внимание, нет ли каких-либо конкретных «помех», которые отчетливо возникают у испытуемого – это пункты, по которым набрано 3 и более баллов.

5. Заключение

Проведенный анализ проблемы формирования коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел в ходе профессиональной подготовки показал ее актуальность. Результаты проведённой работы позволяют сделать следующие выводы.

Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, развитие последней является актуальной проблемой профессиональной подготовки сотрудников ОВД. В этой связи необходимо совершенствовать тренерский потенциал сотрудников отвечающих за раздел психологической подготовки в ОВД.

Анализ показал широкие возможности и результативность занятий проводимых по типу психологического тренинга, который является эффективным средством психологического воздействия, позволяющим решать широкий круг задач в области развития компетентности в общении.

Поэтому активное использование психологического тренинга для решения реальных практических проблем является актуальной задачей профессиональной психологической подготовки в ОВД. Основу контингента возможных участников групп психологического тренинга составляют лица трёх категорий : а) руководители отделений и отделов ОВД; б) штатные практические психологи ОВД; в) специалисты ОВД, должность  которых предполагает интенсивное контакты; г) специалисты ОВД, испытывающие серьёзные трудности в общении.

Следует отметить, что психологический тренинг не может рассматриваться в качестве лаборатории “роста личности”, он может дать  лишь побудительный толчок к глубоким личностным изменениям, которые затем могут развиваться и укрепляться в условиях реальной жизнедеятельности, являющейся единственной сферой и основным источником личностных перестроек.

______________________________________________________________

Тема подготовлена Культурным центром ГУВД по Челябинской области на основании методических материалов, предоставленных ДКО МВД России.